«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
— обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
— внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
МБДОУ №14 посещают как воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, так и дети-инвалиды.
Они получают образование в условиях групп компенсирующей и общеразвивающей направленности.
В учреждении функционируют 3 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и 1 группа компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития.
Уважаемые родители!
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФРЦ МГППУ) в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» осуществляет консультационные услуги для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и сопутствующими нарушениями развития.
Получить консультативную помощь можно в следующих формах:
• Консультативно-диагностические курсы для семей, воспитывающих ребенка с РАС
• Онлайн консультация по скайпу: autism.mgppu
• Прислать вопрос на электронную почту ФРЦ: autism.mgppu@gmail.com
• Связаться и задать вопрос в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/autism.mgppu/
ВКонтакте: https://vk.com/autism_frc
Instagram: https://www.instagram.com/autismfrc/
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ № 14
Адаптированная программа дошкольного образования для детей с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8
Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 5
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №6
Рабочая программа педагога-психолога
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР МБДОУ № 14
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР
Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития №10
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития №10
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- Составляет индивидуальные планы развития;
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- Организует взаимодействие педагогов;
- Оказывает методическую во помощь воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм
В течение года в ДОУ проводятся:
1) для воспитанников младших групп занятия на развитие мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
2) для воспитанников средних групп развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
3) для воспитанников старших групп развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
4) для детей подготовительных к школе групп развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану.
Для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ функционируют:
1. Сенсорный зал.
2. Коррекционно — физкультурный зал.
3. Музыкальный зал (2).
4. Кабинет педагога-психолога (2).
5. Кабинет учителя-логопеда (4).
6. Кабинет логопункта (2).
7. Кабинет социального педагога (1).
8. Центр воды и песка.