Захарова Л.В. Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни

Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка 10 слов. Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около 15 слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести 5.

На протяжении всего второго года жизни такая разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень велика. К концу второго года жизни норме соответствует, как использование 100 слов, так и 300. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой — фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из 2-х , 3-х слов: Хочу есть, Идем гулять, Мама дай мяч…

На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что можно наблюдать и в неточной координации движений общей и мелкой моторики. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка. Так к 1,5 годам ребенок четко произносит гласные звуки А, О, У, И, Э и согласные Б, П, М, Й, К, Г. Из гласных отсутствует Ы.

В 2 года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. Например: «сянки» («санки»), «сяпка» («шапка»), «ясик» («ящик»), «зяйка» («зайка»), «зюк» («жук»), «тяпки» («тапки»), «тяй» («чай»), «люк» («лук»), «ляк» («рак»), «лепка» («репка»). Возрастной нормой является опускание сонорных звуков: «ыба» («рыба»), «пахая» («плохая»), «тамвай» («трамвай»). Из твердых начинают произноситься  звуки: В, Ф, Х, а у части детей и звуки: Т, Д, Н. Но произношение даже имеющихся в речи звуков неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры слова путем опускания слогов из середины слова, пропуска окончаний). Поэтому в речи детей появляются слова: «клудась» («карандаш»), «пимаю» («понимаю»). У части детей тихий, слабый голос.

Таким образом, к двум годам ваш ребенок:

  • обладает запасом в 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия
  • пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями, но речь аграмматична
  • любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  • называет предметы, изображённые на картинках
  • пользуется словами «да», «нет», «еще»
  • выражает просьбу словами, а не только жестами
  • использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»)
  • характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:

  1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  2. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
  3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
  5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  7. Петь песенки.
  8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  9. Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
  10. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
  11. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

— тяжелые роды,

— асфиксия,

— родовспоможение,

— тяжелое протекание беременности.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *