«Хотите сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения?
Возраст детей от 3 до 7 называют золотым. Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела, совершенствуются движения, укрепляется мышечная система. Однако в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения и статические позы, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость. Поэтому при проведении занятий необходимо чередовать упражнения с отдыхом.
Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить по нескольку раз в течении дня в виде имитационных движений и игр продолжительностью от 15 до 30 мин
— для 4 лет по 15-20 мин;
— 5-7 лет по 20-30 мин.
В занятие с детьми 4-6 лет рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. Каждое упражнение желательно повторять от II до VI раз.
При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.
Физкультурные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры и состоять из подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, «Чебурашка», «Паровозик», «Зайчик» и т. д.
Комплексы упражнений должны быть подобраны так, чтобы развивали такие качества, как координация движений, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, и охватывали различные мышечные группы ребенка.
Не менее важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность (начинать с небольшого количества упражнений и от занятия к занятию прибавлять одно-два).
Необходима последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным. Для дошкольника любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует развитию силы.
Перед тем как начать занятие с ребенком, желательно объяснить ему содержание упражнения, показать его и только потом дать сделать. Объяснение не должно быть долгим.
Комплекс силовых упражнений для детей 4 — 6 лет
- «Маятник»
И.п.: стойка — ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы I) вправо, II) влево, III) вперед, IV) назад.
- «Волна»
И.п.: стойка — ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.
- «Вертушка»
И.п.: стойка — ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
- «Мельница»
И.п.: стойка — ноги врозь пошире с наклоном корпуса вперед, держим руки — в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.
- » Крокодильчик»
И.п.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.
- «Ножницы»
И.п.: горизонтально лежа на спине (в упоре на предплечьях), ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.
- «Качели»
И.п.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.
- «Лягушка»
И.п.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.
- «Зайчик»
И.п.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.
- «Кенгуру»
И.п.: стойка — ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Повторить прыжок.
Подготовила воспитатель Лосева Татьяна Геннадьевна